Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

(книга 175) Законы Ману

"Для своего очищения убийце брахмана надо жить в лесу двенадцать
лет, построив хижину, питаясь милостыней и сделав своим отличительным
знаком череп покойного"

Концептуально, да?

Асилил я "Законы Ману", и вот что могу сказать:

1) Понятно, что составлялись они из разных кусков, причём на современный взгляд составлялись очень топорно.
2) Нашёл множество подтверждений своей мысли о том, что закрепление иерархии варн вещь довольно поздняя и осуществлённая для препятствования посягательств буддистов, джайнов и настиков на монополию брахманов. Брахманы по "Законам Ману" получали кучу всяческих привелегий, "субсидий" и пр., причём столько, сколько им явно не дал бы ни один царь. По сути ьЗаконы Ману" - это рассуждения на тему что бы брахманам хотелось зацапать, и при этом материальных претензий и осуждений недодающих брахманам там на порядок больше чем претензий на духовную монополию и осуждение еретиков. Оно и понятно, ибо только к 10 в. н. э. у брахманов появилось что возразить буддистам и пр.
3) Теперь на волнующую рассейские умы тему рассового происхождения варн: касты да, они имеют профессиональную природу, а так-как в "традиционном обществеь за определёнными нациями была монополия на определённые виды деятельности, то естественно, что некоторые касты носили названия племён населявших индию. Варны же конструкция поздняя и чисто умозрительная. Смешение варн в принципе допускалось - мужчина из брахманов мог взять в жёны женщину из любой варны, но судя по куче всяких ритуалов и очистительных обрядов межварновые браки были тогда не редкостью, и это уже потом, в средневековье (не исключено, что под влиянием мусульманских завоевателей) возникла система кастовой несмешаемости.
4) Ещё один интересный момент: в "Законах Ману" присутствуют два представления о существовании после смерти - один известная концепция о перерождении, а второй - некие отзвуки предыдущей концепции о загробном мире. Так в законах расписамо множество ритуалов посвящённых "кормлению" усопших предков, хотя если они перевоплотились, то нафига их кормить? Сдаёцо мне, что концепция перерождения в индуизме оформилась так же гораздо позже чем принято и возможно во многом под влияние буддизма. Причём это отнюдь не "буддистский шовинизм" - буддизм с его эгалитарностью и возможностью менее догматического строительства концепций привлекал древнеиндийских интелектуалов и на века обогнал индуизм в плане философии (потом правда сам оброс догмами и индуизм многое наверстал).
Tags: Индия, буддизм, книги
Subscribe

  • "не верь глазам своим"

    Почитывая миллениалов и пообщиваясь с ними увидел ещё одно поколенческое различие: поколения сформировавшиеся на экономическом подъёме и без…

  • об актуальном

    Ну ладно, игнорирование климятяшками холодов этой зимы, понятно и объяснимо. А с пандемиской очень показательно - и новости как-то уже всё, не…

  • (no subject)

    Случайно увидел какой-то график про гендырную тему, что вот при наличии кандидатов мужчин женщин нанимают реже, а ведь по всяким-там параметрам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment