Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

Эпиграф:
Красноречие. Св. Андрей, распятый на кресте, в течение двух дней проповедует двадцатитысячной толпе. Люди слушают завороженные: ни один не подумал о том, чтобы освободить его.

Часто, когда пишут о применении пыток в ходе следствия в Средние века и в начале Нового Времени их рассматривают только в качестве способа добычи доказательств. Да это правильно, но скорее по отношению к пыткам в ходе следствия веке эдак в XVI, а то и позже, но никак не в Средневековье, ибо тогда значение пытки было несколько иным, впрочем иными были и преступления - даже в случае имущественных преступлений, это были преступления против порядка, против мироустройства, и уж потом против непосредственной жертвы, запйтнаным оказывался не только подозреваемый, но и всё общество, которое нуждалось в ритуалах очщения. Именно такую ритуально-очистительную роль играли следственные пытки и изищрённые казни. При этом пытки, как в ходе следствия, так и в ходе казни были структурированы, их иерархия отражала иерархию общества и иерархию проступков.

С другой стороны и сам подозреваемый нуждался в очищении, при том был он реально виновен или нет, с точки зрения очищения не столь уж и важно. Виновен - хорошо, под пыткой очистится, не виновен - спасётся. Весьма показательно, что изменение отношения к пытке, переход от ритуалов очищения к способу добычи информации, совпал с изменением шкалы популярности святых - от мучеников, умученых язычниками, римлянами, муслимами, перешли к чудотворцам. А иконография мучеников очень примечательна - там средневековые пытки, в средневековом антураже используются в римском контексте. Оно и понятно, у римлян было близкое нам, чем жителям средневековой Европы представление о теле, и пытки там носили функциональный характер, в то время как в житиях пострадавших за веру они были важнейшим элементом спасения.

Но не следует видеть тут некое "христианское презрение к телу", наоборот, тело из предательского куска мяса (его попытали и чел раскололся) тело превращается в инструмент спасения, лживая душа хотела бы соврать, но пытки запечатлённые на теле делают эту ложь бесполезной. Не было б тела, которое можно было подвергнуть пыткам, не стали бы они мучениками. И тут надо обратить внимание на такой важный элемент - такой интерес к пыткам и культу мученичества отнюдь не присущь христианству как таковому - его не было ни в сирийском, ни в месапотамском, ни в египетском христианстве, да и в Византии вроде как роль мучеников была не столь велика, зато там где закрепились выходцы из Северной Европы - от Лисабона до Москвы - там культ пыток и мученичества процветал. Ибо нордично.

И вот ещё какой важный момент: отказ от пыток и публичных казней с пытками в России и в Европе произошёл почти одновременно. При этом в Европе он совпал с демографическим ростом, распадом сословного общества, появлением буржуазии и переходом от преступлений против миропорядка к преступлениям против имущества, т.е. произошла одновременная десакрализация общественного строя, карательной процедуры и преступности, в России же общество оставалось сословным, индустриализация и демографической рост начались позже при этом десакрализация карательной системы уже произошла, но при этом структура преступности оставалась средневековой, т.е. густо замешаной на сакральном и ритуальном. Похоже из этого разрыва отчасти и происходит специфическое отношение к правоохранительным органам характерное для территорий российской империи, так же отличное отношение к сотрудничеству с властями ("стукачеству"), ну и более обильное присутствие церковной символики в "воровском мире" (впрочем тут я не компетентен, и могу ошибаться).
Tags: Фуко, гонения на христиан, история, общество
Subscribe

  • i o predrassudkah

    Дочитал вот книгу про религиозные дела во времена Мао. Там конечно только одна из провинций (Дзецзян), с одной стороны не очень репрезентативная, а…

  • miswriting

    В год прошлый читав очень много наглоязычной публицистики. Что есть заказ на выпячивание роли underrepresented это какбэ и не скрывается, интересней…

  • как изменился лёд

    "Собирались лодыри. На урок, А попали лодыри. На каток." писал когда-то Маршак. А теперь, дети, которые вместо сидения в гаджетах попали на каток, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments