Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

Categories:

(книга 178) Мишель Фуко "Надзирать и наказывать"

Не самая сильная, на мой взгляд книга Фуко, но довольно интересная прежде всего тем, что показывает процессы сопутствующие тем, что мы знаем по мэйнстримной исторической литературе. В Новое Время в Европе (хотя тут Фуко следует верить с большими оговорками, ибо пишет-то он в основном про Францию, но впрочем для российского читателя история Европы и история Франции почти тождественны) увлекались всевозможным контролем посильнее чем всяческие тоталитаризмы прошлого века, однако в Европе это сработало, а вот в другое время и в других местах - нет. И причина этого мне кажется вот в чём: новоевропейский тотальный контроль был конгруэнтным - он произростал оттуда же откуда выросло и картезианство, и в умах и надзирателей и надзираемых не было противоречий - всё должно быть квадратным, ортогональным, всё от разума, ну и конечно же - общественный договор. Всевожные измы прошлого века стояли на несколько иных основаниях - смеси революционного романтизма (кстати первые европейские революции не породили своих романтических мифоф, скорее наоборот - гёзы, санкюлоты и т.п., полный антигламур) с последствиями гегельянства (ну там становление мирового духа, исторические формации и т.п.), и как следствие - внутренние противоречия и в итоге, несмотря на впечатляющие начинания последующие провалы.

Ещё парочка интересных фактов, которые бы хотелось отметить:
Одна из должностей работника церковных школ влкючала в свои обязанности ходить по домам учеников и проверять, не спят ли подростки разных полов вместе или с родителями, а так же знают ли родители молитвы. Это я к разговорам о том, что до XVIII в. Европа была шибко нравственной и шибко христианской. Собственно окончательная массовая христианизация, колониализм и революционное движение начались в Европе одновременно, да и закончились то же.

Следующий факт: оказывается во Франции, в Англии и в Штатах выходили газеты посвящённые состоянию тюрем, жизни заключённых и смежным темам. А всё почему, потому, что не было у них Сибири и зеки были перед глазами. Первая тюрьма современного типа появилась в Амстердаме (Голландия она вообще истиный лидер европейских социальных практик, которые потом обосновываются французскими теориями), потом упоминяутся основные альтернативные тюремные системы - филадельфиская и овернскай. Филадельфия один из центральных городов в Штатах, да и Овернь вроде не совсем окраина Франции. Да Англия конечно отправцляла каторжников в колонии, но на фоне тогдашней преступности это было не так уж и много, французы совсем почти не отправляли, хотя и были планы заселения Алжира, а вот Россия - отправили в Сибирь и с глаз долой. Ну в итоге и получили, вроде система тюремная и результат - совершенно противоположный, особенно в части воздействия на публику.

Ещё кстати интересно, если в России начиная в XVIII в. постоянно идёт государственная практика нсоздания коллективов сверху - общины, поселения, то в Европе наоборот шла жесточайшая борьба со всевожными скоплениями народа, с его самоорганизацией, ну и как следствие, в России декларируемый коллективизм при сильнейшей атомарности, в Европе же несмотрйка на провозглашаемый индивидуализм довольно крепкая самоорганизация на местах.

Фуко интересно описывает историю становления делинквентного класса: сначала создали тюрьмы, в них естественно никого не исправляли, те выходили и снова туда (кстати французская критика тюремной системы в XIX в. почти дословно совпадает с современной российской критикой российской пеницинтарной системы), формировался институт стукачей, и в итоге уе в XIX в. оформился специфический делинквентный класс, слабо связаный с остальным обществом и самовоспроизводившийся через судебно-пеницинтарную систему. Жаль Фуко не дожил до финала истории: после 70х тйрьма заметно смягчилась, за многие нарушения и сроки даватть перестали, и делинквентный класс стал сам собой исчезать. Но конечно не совсем, ибо система продолжала действовать и в итоге из мигрантов во Франции (ну в общем-то и только во Франции, ибо в других евространах всё это куда более размыто) был сформирован новый делинквентный класс, занимающийся тем же самым, чем почивший делинквентный класс из местных.

И в заключении: Фуко много пишет о теле, о воздействии на него, о формировании его, но к самому телу он так и не подступился, а там-то наверное много чего интересного, как держали руки, какя была осанка, изменение пропорций...
Tags: euro, Фуко, история, книги, постмодерн
Subscribe

  • (no subject)

    Почему в Соборном Ерофлоте выдают наушнеги поцле взлиота, и мелкие, от которых ушы болят, а талибы - сразу и большие? Вот зачем они травят?

  • СалО или 120 дней карбона

    Каки-звестно, где есть совковая очередь, там можно пролезть без очереди. В 11:30 у корейского дяденьки сдали нервы, он вышел объявить, что всё.…

  • вот чито это

    Между Сеулом и еропортом располагаюцо какие-то странные болота. Иногда это что-то похожие на канализационные отвалы заливает, иногда они…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments