Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

Categories:
Начал осваивать портал "востлит".
Подступился к нему с буквы П, потому как на каком-то пантюркистском ресурсе увидел ссылку на Приска.
Приск пишет про посольство к Атиле - история очень напряжонная как они готовили покушение на Атилу, как общались с его чиновниками.
Чтение это поучительное, особенно для тех, кто верит комиксам из учебнегов истории про то, что вот так понабежали варвары и разложывшыхся римлям порезали, да пограбили.

Ещё удивило обилие текстов иностранных путешественников в средневековую Россию, надо бы это всё прочесть.

Затем прочёл Пелайо из Овьедо "Хроника королей Леона",
и там вот что интересное:

В назначенный день епископ прибыл в Овьедо. Воины короля сказали ему, что прежде чем идти в церковь надо явиться к государю. Однако он, с Господней помощью, ответил:'В первую очередь я должен явиться к Королю Королей и Нашему Спасителю, а потом я приду к вашему королю-тирану.' Он вошел в церковь Нашего Спасителя и надел святые одежды понтифика, отслужил мессу и, не переодеваясь, явился во дворец, через главные ворота, на виду у всех астурийцев, явившихся насладиться представлением. Король велел отвязать быка, и тот стремительно ринулся вперед и вложил свои рога в руки епископа. Повернув назад, бык убил много зрителей и после этого вернулся в дикий лес, откуда и явился. Епископ вернулся в церковь и повесил рога у алтаря Нашего Спасителя, а Задона, Кадона и Энсиона отлучил от церкви.

Тут два момента:
1) Как мы видим сюжет вполне себе для святцев об умучаных римлянами христианах, только он куда более логичен, тут и мотивация властей к травле (какой интерес был у римских властей травить маргинальную секту? то ли дело средневековье, где церковь пыталась указывать властям), и способы травли адекватные эпохи. Учитывая, что термин roman (и однокоренные с ним) употреблялись в средневековье применительно много к кому, а так же то, что Александр, Цезарь, Вергилий и Нерон были персонажами средневековой литературы становится понятно, что многие тексты о мучениях христиан в Риме на самом-то деле о судьбах христиан в средневековой (христианской) Европе.
2) И повесил он рога у алтаря, и рогатый алтарь никого не смутил (кстати в Испании до XI в. литургия была не латинской, а мозарабской), да много чего исповедовали в Европе до того, как во времена реформации христианство причесали (например, в Свеции целибат для священников ввели лишь в XII в.).

Далее идёт Петахия Регенсбургский, начнём с предисловия:

Первым из них по времени был Эльдад Данит, таинственный автор второй половины IX века, об истинном происхождении и жизненном пути которого нам почти ничего не известно. Сам он в своем 'Письме к евреям Испании' утверждает, что происходит из колена Дана, живущего вместе с коленами Гада, Неффалима и Асира в Восточной Африке, и описывает традиции и обычаи этих колен, в том числе особые предписания по ритуальному забою скота и приготовлению пищи, отличающиеся от принятых во всем еврейском мире норм Вавилонского и Иерусалимского Талмудов. Эльдад также путешествовал по Йемену, Месопотамии, Северной Африке и Египту, где повстречал много евреев из разных стран и узнал о местонахождении остальных пропавших колен Израилевых, о чем и сообщает в своем 'Письме'. Свидетельства Эльдада о десяти коленах имели очевидное мессианское звучание, стали своего рода еврейской утопией, и поэтому его 'Письмо' было столь популярно. Оно было впервые издано в Мантуе в 1480 году, а до этого многократно переписывалось и дошло до нас в различных списках.

Отношение к Эльдаду из колена Дана в еврейской традиции в высшей степени неоднозначно. Многие, начиная с известного средневекового раввина Меира Ротенбургского и заканчивая современными историками, считают Эльдада самозванцем или вымышленным персонажем, а его 'Письмо' - фальсификацией. С другой стороны, такие известные еврейские деятели IX-Х веков, как фактический визирь Кордовского халифата Хасдай ибн Шапрут, гаон Суры Цемах бен Хаим и караимский автор Иегуда Гадаси, упоминали Эльдада в своих сочинениях, крупнейший средневековый авторитет в области еврейского законодательства Раши и его ученики цитировали приводимые Эльдадом особые законы кашрута, якобы практикуемые ланитами, а у персидских евреев до сего дня принято читать 'Письмо' Эльдада в синагоге.


Вот оно как, оказывается Хасдай ибн Шапрут, автор письма хазарскому царю Иосифу (ответ на которое - единственное прямое свидетельство о какой либо роли иудаизма в истории хазарского каганата) был поклонником весьма сомнительного текста с явно мессианским уклоном. Наводит знаете ли на размышления.

По структуре же, текст Петахии неотличим от рассказов крестоносцев, и прочих воспоминаний европейских путешественников, где реальные сведенья перемежаются с классическими литературными сяжетами, например в христианских текстах султан вавилонский обращается в христианство, а у Петахии решает принять иудаизм, но неожиданно умирает. Так что, наличие иудейских текстов о чём-то аналогичном "царству пресвитера Иоанна" вполне логично, и одним из этих царств была Хазария.

Но обратимсйха к тексту, вот отрывок, который обычно толкуют как свидетельство присутствия в Крыму потомков иудеев-хазар:

Настоящих евреев нет в земле кедаров, а живут там только миним (Еретики.) . Когда р. Петахия спросил их, почему они не веруют словам и преданиям мудрецов, они отвечали: 'Потому что этому предки нас не учили'. Накануне субботы они нарезают весь хлеб, который едят в субботу, едят его впотьмах и сидят весь день на одном месте. Молитва их в этот день состоит только из чтения псалмов, и когда раби Петахия прочел им наши молитвы и молитву после еды, установленные Талмудом, то это им очень понравилось; причем они сказали, что отроду не слыхали и не знают, что такое Талмуд.

Внимательный коментатор обращает внимание на следующий ньюанс:

Караимы проживали в то время в Крыму. Однако, поскольку данные еретики не знали, что такое Талмуд, а не отвергали его, то, возможно, речь идет не о караимах, а о евреях, давно поселившихся в этой области, не имевших связей с Палестиной и Вавилонией и не знавших о постбиблейском иудаизме.

Да конечно, Петахия не сам писал свой текст, а диктовал его, и потом текст не раз переписывался, но из того текста, что у нас есть следует интересный вывод:
Крым какое-то время принадлежал хазарам
гос. религией в ХК был иудаизм, причём талмудический
но при этом в том же Крыму сохранились иудейские общины, которые ничего про талмуд не слышали.
Не странно ли?

(продолжение следуетЪ)
Tags: гонения на христиан, история, книги, хазары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • всё только начинается

    Хохо, а ведь неспроста изображение Царь-Вируса похоже на символ хаоситов. Гляжу я на нарастающую заболеваемость в Привитых Штатах Америки - хех,…

  • пенсовский клуб

    Я настолько старый, что помню те времена, когда то что сейчас называют long covid, а вчера называлось синдромом хронической усталости, ещё называлось…

  • "сестра твоя пляшет в тиктоке, мечтая попасть в онлифанс"

    Абсолютное большинство россиян (97%) не знают имени ни одного российского спортсмена, который будет выступать на летних Олимпийских играх под…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments