Хотя обжирают ли? Ведь эксплуотация - это присвоение рекзультатов чужого труда, и для того, чтобы что-то присвоить - надо чтобы это что-то было, но ведь если Нидерлады кормят 2% населения, а Африку не могут прокормить 60 и более % населения на селе, то был ли мальчег? фсмысле прибавочный продукт-то? Где же источник сверхприбыли?
Кстати, об африканском голоде. Полистал я статистику смертности по Африке, и вот что интересно - в странах заявленных как голодающие смертность не выше чем во многих других африканских странах, отнюдь не голодных. Что же это получается, голод - это накладные язвы ярмарочного нищего?
Вот часто пишут, ах мол дешёвая рабочая сила в странах третьего мира делает их продукцию дешёвой и ля-ля-ля. Однако странно всё это. Возьмём кросовки "пума" сшитые в малайзии, или вьетнамский "найк" и какие нить кросовки продающиеся в дискаунтных магазинах - труда именно рабочих на них затрачено одинаково, ну или почти одинаково, однако первые стоят сотню, а вторые - дватцатку от силы. Ну ладно, накинем ещё десятку на материал, но всё равно в итоге получится, что 70% стоимости фирменых вещей составляют разработка, продуманость, криатиф, дизайн и брэнд. И на фоне этих 70% выгода за счёт стоимости труда (да в Европе и Штатах оплата куда выше, но и производительность побле будет) такой мизер. Так что реально вынос производств - это не столько от алчности, хотя и не без этого, сколько просто от того, что рабочих рук не хватает, ибо шибко много умных, некому кросовки шить.
Опять таки, посмотрим, кого же больше эксплуотируют: если относительно, то пожалуй жытелей стран третьего мира, а если в абсолютном, то "золотой миллиард", и эксплуотация эта осуществляется путём сверхотребления, когда, деньги сверх еды и жылья ухвытягигиваюцо на всякие айфомы и прочую iПодлость. Вот и получается совсем иной классовый расклад: в роли пролетариев, создающих прибавочный продукт европейцы и амеры занятые умственным трудом (создающие контент, который остальной мир опредмечиваетЪ), а в роли эксплуотаторов - африканские крестьяне кушающие гуманитарные дотации и проедающие кредиты, которые никогда не будут отданы, но при этом если в классической картине пролетарий ощущает себя упахавшимся, то нонче как раз наоборот - эксплуотируемый бодр и свеж, да и доволен, и разражает его только медленно движущаяся очередь за новым айфончегом.