Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

Categories:

Глава 9

До этой главы из уст казаков не звучит ни слова про Русь, русскую землю или чего-то подобного. Лишь немного в первой главе, в авторском тексте. Далее же Андрей говорит уже про Украину, и автор вторит ему, что Украина потеряла рыцаря. Но вдруг неожиданно в 9 главе начинается. Итак, Тарас подбил казаков на авантюру ради своего тщеславия, затем из жажды мести он разделил казачье войско, и это при том, что к врагам постоянно подходила подмога. Фактически он обрёк своих товарищей на смерть, и вот перед тем как всё началось он произносит речь про товарищество и про русскую землю, про русских людей, заметим кстати, что в речи этой нет ни слова о христианстве. Далее начинается битва и всякий ранее упомянутый казак перед тем как умереть задвигает чего нить про русскость, НО что нималоважно и про Христа тоже. Выходит простым казакам Гоголь разрешает поминать Христа, а вот Тарасу-Янкелю - нет.
После этой главы я кстати не понимаю, фигли пеняют Бортко за агитку, все речи строго по тексту. Другое дело, что при чтении обо может так не режет моск, а вот когда оно на экране - видна вся абсурдность. Гоголь бросает руссо-имперцам кость - "тему предательства" и пока они её грызут, он спокойно промеж батальных сцен внушает: русское - смерть. Заметьте Гоголь перечисляя предыдущие подвиги знаменитых казаков выводит из них бессмертных героев, однако послушав речь о русском Тараса-искусителя они теряют бессмертие и погибают.

Далее ещё одна важная сцена: убийство Андрея, и самое интересное тут - реакция Остапа, он видит брата в форме противника, но он не говорит о предательстве, а наоборот - о достойном рыцаря захоронении. Чтобы понять его реакцию вернёмся к первой главе:

Короли польские, очутившиеся, наместо удельных
князей, властителями сих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми,
поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни. Они
поощряли их и льстили сему расположению. Под их отдаленною властью гетьманы,
избранные из среды самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки
и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не
увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий
являлся на коне, во всем своем вооружении, получа один только червонец платы
от короля, - и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах
были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход - воин уходил в луга
и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был
вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо
необыкновенным способностям его.


Польский король - сеньор запорожцев, а они его вассалы, это потом в головах шибко русских читателей почему-то выстраивается, что они идут на поляков как на инземцев. Да нифига, Гоголь ведь чётко пишет, что был XV в., а Богдан Хмальницкий родился в без 5 лет XVII в.
Недаром же, когда Тарас обсуждает с кошевым тему похода звучит только тема турок и татар, но не поляков, ибо нарушить клятву синьору кошевому даже и в голову не приходит. Далее на раде под влиянием провокаторов (кстати не зря Бортко пришлось притащить в кадр тело жены Тараса, ибо без этого была бы видна вся провокативно пеаровская сущность этого рассказа про шинкарей и церкви) происходит бунт и запорожцы нарушают клятву верности синьору. И только один Андрей, под влиянием прекрасной дамы (чьё имя кстати так и не произнесено вслух) возвращается к синьору. По сути он единственный рыцарь сохранивший остатки верности, и Остап-то это хорошо понимает, поэтому и говорит про Андрея-рыцаря, а не Андрея-предателя.
Так что ни Гоголь, ни Остап ни кстати поляки Андрея предателем не считают, наоборот для всех он рыцарь, и только клятвопреступник-Тарас считает его таковым.

И щё одна важная деталь:

Пришедший являлся только к кошевому; который обыкновенно говорил:
- Здравствуй! Что, во Христа веруешь?
- Верую! - отвечал приходивший.
- И в троицу святую веруешь?
- Верую!
- И в церковь ходишь?
- Хожу!
- А ну, перекрестись!
Пришедший крестился.
- Ну, хорошо, - отвечал кошевой, - ступай же в который сам знаешь
курень.
Этим оканчивалась вся церемония.


Церемония - Гоголь специально подчёркивает важность этого ритуала приёма в запорожцы, НО ни Андрей ни Остап этого ритуала не проходили. Получается, что если вассалами польского короля они являются по рождению, то с запорожцами их никакие клятвы не связывают.
Tags: Тарас Бульба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments