Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

табу и прагматика?

Любят современники порассуждать на тему рациональных оснований общества. В таких разговорах часто всплывают аргументы о неких рациональных обоснованиях табу. Вот скажем, инцест, любят этот пример, типо вот мол какое рациональное табу помогает от вырождемия и появления вских там уродов. Однако давайте-ка присмотримся повнимательнее: такое табу было ещё в те времена, когда люди едва доживали до своих внуков, а уж до правнуков доживали единицы, и естественно, что видеть это самое вырождение и уродов, которые появятся через много поколений регулярного инцеста они не могли. И записи вести тоже не могли, ибо культуры-то были частенько дописьменные. Да и вообще, современные представкления о причинах беременности у женщин, они действительно современны, и архаичным обществам не свойствены. там считается, что это или съела что-то не то, или ветром надуло, или ещё чего. Когда западные путешественники объясняли "папуасам" свою версию беременности у женщин, ро местные опровергали их на раз - "Если дети появляются от секса, тогда откуда дети у некрасивых женщих?" (я кскати до сих пор не знаю контраргумента на это возражение "папуасов"). Вот и получается, что деторождение с сексом не связано, но табу на определённые виды сексуальных связей - есть. Выходит нет никаких оснований говорить о прагматике. да и к тому же, обычно в "мире традиции" к ЕСД относятся куда мягче чем к "делу Эдипа" - ещё один гвоздь супротив прагматики. Правда он проливает свет на некоторые стороны этого дела: так во многих мусульманских странах брак с сына с дочерью брата - почётен, а с дочерью сестры - непочётен и ведёт к уменьшению "социального капитала". Заметим ксксти, что в отношении неближайших родственников границы инцеста вообще размыты и вихляются от культуре к культуре, что ещё один минус в прагматическую версию, но я не об этом, а о том, цгхто брак и сношения вообще в "мире традиции" выступали как инструмент обмена, так что если и искать прагматику, то там.

Но ладно инцест, со свининой-то сразу видна бредовость прагматической концепцией табу. Как обычно рассуждают: вот мол в тех краях в свинине чего-то там заводилось и от свиней мол всякое эпидемнеблагополучие было. Однако взгланем на другие страны с подобным климатом - в Л. Америке куча свиноводства и свинных блюд, то же самое в Китае и Океании, да и ромеи в тех краях свинку кушали. Что же выходит у всех всё нормально, и только у евреев с арабами свининка протухала - это пахнет разжиганием. Так что следует признать, что нет за всякими этими табу никакого рацио.
Subscribe

  • (no subject)

    Продолжаю потихонечку читать «Пантакратора Пылинок» и там очень метко про то, что я писал касательно маоизма и революций возглавленных не…

  • и о традишечках

    Рассуждая про древности Востока и новизну Западных культур мало того, что не смотрят на хронологию, так ещё и западную культуру воспринимают…

  • i o predrassudkah

    Дочитал вот книгу про религиозные дела во времена Мао. Там конечно только одна из провинций (Дзецзян), с одной стороны не очень репрезентативная, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • (no subject)

    Продолжаю потихонечку читать «Пантакратора Пылинок» и там очень метко про то, что я писал касательно маоизма и революций возглавленных не…

  • и о традишечках

    Рассуждая про древности Востока и новизну Западных культур мало того, что не смотрят на хронологию, так ещё и западную культуру воспринимают…

  • i o predrassudkah

    Дочитал вот книгу про религиозные дела во времена Мао. Там конечно только одна из провинций (Дзецзян), с одной стороны не очень репрезентативная, а…