Следующая после Льва и Константина Львовича пара настоящих мужчин у руля империи - Никифор Фока и Иоан Цхимисий (кстати обе эти пары выходцы из одного региона - юг Великой Армении) так же недолюбливали монастыри. До иконоборчества правда не дошло, но серьёзные ограничения были, что и понятно - на войну нужны деньги и люди, а монастыри держали треть византийской территории (с населением). И тогда в противовес студийскомо монастырю возвысившемуся на волне иконопочитательского реванша и заявлявшему претензии на дискурсоносность стали возвышать монасть неового типа - Афон. За что и поплатились - Никифора убил Иоанн, а Иоанна отравили (хорошо хоть дотерпели до завершения очередной победоносной войны). Но традиция осталась: впоследствии Афон жаловали и основоположники сербской династии Немановичей.
Важным отличием Афона того времени от прочих визапнтийских монастырей стал запрет на пребывание там евнухов и мальчиков. Ну вы поняли, да.