Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

"церковны6е власовцы" и filioque

Что-то в этом году обострилась тема сотрудничества некоторых представителей русского православия с немецко-фашистскими оккупантами. Для того чтобы понять истоки православного колаборационизма нужно взглянуть вглубь веков. Вот скажем взятие турками Константинополя: на стенах там в основном стояли венецианцы, генуэзцы, сицилийцы, навароцы и каталаны. Из ромэев же только униаты вроде павшего в бою последнего византийского императора Константина X Палеолога. А что же исконные православные - они в обороне не участвовали. Зато, через три дня после взятия города Мехмет Завоеватель присутствует при избрании нового патриарха, естественно ярго антиуниата. Православные любят потрясать тем, что мол у них отняли собор Св. Софии, но во-первых, собор был изрядно повреждён при землятрясении, так что даже коронации проводили там по упрощённой схеме, а во-вторых, при последних Палеологах службы в Св. Софии велись униатские. Так что собор православным в том момент уже не принадлежал и турки отняли его у униатов. Затем последовало сохранение всех монастырских земель (а это до трети земельного фонда Византии), и даже дополнительные привелегии и полномочия для православной церкви (гонения начались уже при Селиме, когда султан стал ещё и халифом, плюс в Персии появились Сефевиды, что подтолкнула Отоманов к закручиванию гаек). Собственно это не первый и не последний случай колаборационизма православной церкви. Вот скажем Св. Александр Невский - победил каких-то неизвестных шведских пиратов, добил тех меченосцев, кого не добили литвины под Шацляем, зато сотрудничал с ордой, ну или восстановитель законных Джучидов - Св. Дм. Донской.

Так что если и говорить о "церковном власовстве" (само-то это выражение очень неправильное, ибо Власов был всё-таки военным, а не попом), то не как о банальном предательстве и колаборационизме, а как о трагедии людей, которых тысячелетняя традиция православного сотрудничества с оккупантами толкала на в лапы гитлеровцев. Ибо православная традиция состоит в том, чтобы жертвовать на-родом, ради чистоты Церкви и Догмы.

И тут поучительно посмотреть как различная христология актуализируется во взаимоотношениях Церкви и Империи. Католики с их "и от Сына" - цезарепаписты, создатели своей империи, воюющей с Германской империей, православие же с его "через сына" - это религия относительно автономной церкви подчинённого большинства проживающего на оккупированых территориях и Церковь тут выступет в качестве транслятора воли Империи, но не в качестве автономного источника власти.


А есть ли иные способы? Есть, но в рамках иных христологий. Вот скажем монофизитство сохранившиеся сейчас как миафизитство армянской, коптской и эфиопской церквей - тут через только божественную природу Христа позиционируется радикальная автономность тела Церкви от тела мира (Империи). Учитывая, что произошло оно от египетского пустынника, а пустынники часто бежали в скиты от высоких налогов и непогашеных кредитов - учение очень актальное в эпоху кризиса. Показательно тут, что отказавшись от претензий на власть мирскую копты и армяне (так же и джайны в Индии) стяжали одно время значительные финансы. Да и русское скопчество с его бочками серебра сюда же.

Есть и ещё одна христология - христология Гога и Магога - готов-ариан и монголов-несториан. Чтобы понять традицию толкавшую Нестория на продвижение его идей (если бы дело было в его честолюбии и неаккуратности мышления, то всё так далеко не зашло бы), надо взглянуть на параллели между эллинскими верованиями и Писанием: Моше - Олаф Толстый - Тесей, Илия - Персей, и т.д., но над всеми героями возвышается и в прямом и в переносном смыле - Геракл. Сын Зевса ставший Богом не по прихоти олимпийцев, а за заслуги, искушаемый, прошедший через грехи и очистившийся, убивший своих детей, но основавший все греческие династии. Если отвлечься от образа тупого качка из "краткого курса античной мифологии", то перед нами вполне двойник Христа, и причём культ его под именем Мелькарта (защитника города) был особенно силён как раз на территории Антиохийского патриархата, чьи идеи как раз и продвигал Несторий. Но увы, похоже время этой радикально-героической христологии прошло. Хотя кто знает.
Tags: Византия, Ересиаршеское, несторианство
Subscribe

  • на контрасте

    Довелось побывать на раёне, где я прожил сколько-то лет. Раён этот попадал пару раз в большие новости, то росгвардия штурмующая похитителя обоев, то…

  • как изменился лёд

    "Собирались лодыри. На урок, А попали лодыри. На каток." писал когда-то Маршак. А теперь, дети, которые вместо сидения в гаджетах попали на каток, не…

  • портретизм-вудуизм

    Помимо воспевания бунтарства революценеров в сочетании с нетерпимостью даже к возрастному бунтарству в текущем моменте Советскую Атлантиду разделяло…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments