Но не стоит скорополитничать, ибо вот это замечание очень важно:
Монахи, а вместе с ними и большая часть духовенства и мирян, жили (и до сих пор живут) с таким сознанием, для которого любая действительность преломляется по модели византийского политического мировоззрения, в основе которого лежит тоталитарно-римское понятие о государстве (стоит вспомнить хотя бы монаха Критовула, писавшего дифирамбы новому императору ромеев — завоевателю Константинополя Мухаммаду II). Хорошо это или плохо, я не знаю. Жить хочется всем и спастись тоже хочется всем. Могу только сказать, что истоки нынешних отношений Церкви и государства как в России, так, кстати, и в Греции, которые многим не нравятся, лежат именно здесь, а не в мифологическом "сергианстве" (ярлык, придуманный идеологами иной системы, разделяющей Церковь по партийному признаку).
Собсно здась и намечена пропасть между Церковью Запада и Востока.