После пребывания в Читинском остроге и на Петровском заводе декабристы должны были отправиться на поселение, причем каждый из них – в отдельный город.
- Господа, - сказал он (генерал-губернатор Лавинский) нам после первого с нами знакомства, - я должен был бросить жребий между вами, чтобы назначить, где кому жить. Ежели б правительство предоставило мне это распоряжение, я, конечно, поместил бы вас по городам и местечкам, но повелением из Петербурга мне указывают места. Там совсем не знают Сибири и довольствуются тем, что раскидывают карту, отыщут точку, при которой написано «заштатный город», и думают, что это в самом деле город, а он вовсе не существует. Пустошь и снега…
Лорер должен был поселиться в «городе» Мертвый Култук за Байкалом. В «городе была всего одна изба, в которой жил ссыльный старик-зверолов с женой, и «с десяток шалашей, служивших жилищем тунгусам, самоедам и поселенцам». Причем, каждую весну и эти жилища оставлялись, т.к. на деревни регулярно нападали беглые каторжники-варнаки.
И это, заметим, не в каком-нибудь дремучем 16-м, или 17-м веке, а при НиколаеI. Я это к тому, что даже если город упоминается в официальных документах и присутствует на картах – не факт, что он существовал в действительности.
Применим это к чуть лучше документированному региону: В 1745 году чтобы заменить обветшавшую Екатерининскую церковь на Торговой площади Екатеринбурга была заложена деревянная Богоявленская церковь, строительство которой было завершено к 1747 году. В 1755 году к церкви пристроен придел в честь апостолов Петра и Павла. В 1770 году этот придел был разобран и перенесён на Вознесенскую горку, где был восстановлен в качестве Вознесенской церкви, а на его месте 17 июля 1771 года был заложен каменный 2х-этажный собор.
НО на старинных картах Екатеринбурга обе эти церкви отсутствовали даже в 1804 году, и появились лишь в на карте 1888 года. Так что похоже официальная история того как там Россия приростала Уралом и Сибирью очень сильно отличается от того как оно было на самом деле.
Кстати, оказываецо нонешняя площадь обороны раньше называлась Ночлежная пощадь. Учитывая, что на ней находицо скандальный октябрьский ТИК - старое название надоб вернуть. А вот кстати, действительно, почему все вот эти краеведы, которые под советскими названиями подписывают дореволюционные как-то про ночлежную площадь забыли.
И ещё вот, на перекрёсктке улиц Большакова и 8 марта - там ведь всегда был какой-то невнятный пустырь, который потом разнообразил невнятный забор строительста метростанции, наоб тоже вернуть историческое название - Цыганская пощадь. По моему очень подходит.