Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

Categories:

кровь, мясо, госрелигия и её бизнесы

Не то чтоб злободневно, но как-то в ленте (коллективное бессознатольное, которого нет) промелькнули у отнюдь не пусирайтеров псто со средневековыми минатюрами о мучиничестве, что навело мну на мышль позырить чуток вглупь веков и вот чо вышло:

На иконах мученников написаных до Xв. отсутствуют изображения собственно мучения. Мученики ктам или просто изображены в полный рост, а орудие их умучения где-то рядом, а то и вовсе не присутствует, или же вопче мученик изображается как проповедник. Другими словами мученичество не есть самоценность, в отличие от чудес и прозелитизма. Причом ладно бы это относилось к свежекрещоным областям Явропки, так ведь и в Византии и Италии было тож самое. Да, икон, фресок и скульптур от того времени дошло немного, но чтоб ни одного изображения момента умучения - это как-то совсем супротив теории вероятности.

А потом в X в. понеслось. Началась движуха в Византии, где сначала при Льве VI Мудром был составлен обширный свод житий мучеников, а при Василии II Славянофобе (это конец Х в.) был создан такой вот календарь. Похоже, что сюжеты из него были растиражированы и вскоре бескопирайтно разошлись по всей Европе:

Византия Xв.:

St. Thathuil

Испания XIIв.:

St. Quirico

Франция XIVв.:

уже Isaiah

Или вот:

Визнатия X в.: варка/жарка

Италия XI в. - к сожалению жадные гады не дают кортинки, смотрите на сайте

А вот и голова отдельно:
Визнатия X в.:


Англия XIIIв.:


Обратите внимание, здесь уже к "каноническому" сюжету с головой добавился нехарактерный для югов сюжет с наматыванием кишок на палку, впоследствии распространённый в германской иконографии.

Англицкие кортинки дают нам и ключ к пониманю того, как это дело эволюционировало:

Это про Томас Бекета, из манускрипта XIIв. - уже есть момент умучения, но нет крови.

Если кто не помнит - это один из ключевых сюжетов в англицкой истории, подчинение церкви королевской власти и налогооблагаемость церковных владений. То есть они к тому времени достаточно расширились, чтоб брать с них бабло. Аналогично и по Европе - там как раз перед эпохой крестовых походов произошло расширение монастырских земель, и крестоносная деятельность была для королей, герцогов и прочих графьёв залезть в карман аббатов и епископов. Ну а в Византии, ужесточению икон предшествовали смещения патриарха императором (Фотий/Игнатий), а затем опять таки конфискации и ограничения на монастырское землевладение (Фока).

Вот и получаецо что:
1) большая часть из того, что нам рассказывают о раннух христианах и их травле - аллегория на средневековые церковно-государственные тёрки
2) церковь, независимо от нацтрадиций и конфессиональных особенностей очень болезненно воспринимает отчуждение имущества.



3) переход от прозелитизма и утверждения учения, в том числе и через бобру с ересями, к стяжанию и анальному огораживанию (кстсти оформление раскола между восточным и западным христианством как раз пришлось на те годы) спровоцировало такое вот иконографии, а вот окончание землевладения (хехе, мож в земле дело, хточическое и всё такое) тут же убрал кровь и расчленёнку с икон. Кстати в современной русской иконопици изображения убивств появились в аккурат с началом "возвращения" имущества.

Ну и ещё есть чот в этой теме, но пока не пойму чо.

Tags: Византия, Ересиаршеское, гонения на христиан, жесть, иконоборчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments