Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

Category:
Попалось недавно в жежшке вот чего:Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 1404 —1472) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Так написано про этого выдающегося человека в энциклопедиях.
...Третья глава Седьмой книги начинается следующими словами: «Во всем зодчестве нет ничего, что более нуждалось бы в уме, заботе, усердии и прилежании, нежели сооружение и украшение храма. Не буду говорить о том, что храм, хорошо отделанный и хорошо украшенный, бесспорно является величайшим и первым украшением города. Ведь вне сомнения храм является обителью богов.» Делаем выдох, перечитываем еще раз, медленно: «ВНЕ СОМНЕНИЯ ХРАМ ЯВЛЯЕТСЯ ОБИТЕЛЬЮ БОГОВ.» Это пишет советник главы католической церкви???


О как, богов, ну чтож теперь понятны и все эти горгульи и сцены достойные индийских храмов:

Обратите вынимание на яйцы, не только, чтоб потом не гойворили, что это типа метафора, но и к тому, что в западном христианстве в отличии от восточного евнухи не допускались к священству (кстсти, первый константинопольский патриарх из славян - таки евнух, ну и конечн Игнатий, это который против Фотия). Казалось бы ну какая раница с точки зрения есть яйцы под рясой или нет, главное чтов не сисьге, ан нет.

Присмотримся повнимательней к Византии, вот что пишет Аверинцев:

. Недаром Юстиниан поручил воспеть только что построенный храм св. Софии отнюдь не одному из церковных «песнописцев» и «сладкопевцев» вроде Ро¬мана или Анастасия, не клирику и не монаху, но придвор¬ному сановнику и автору эротических эпиграмм Павлу Си-лентиарию, начавшему едва ли не самую выигрышную часть своей поэмы в гекзаметрах— описание ночной ил¬люминации купола— мифологическим образом Фаетона, сына Гелиоса — Солнца:
Все здесь дышит красой, всему подивится немало Око твое;
но поведать, каким светозарным сияньем Храм в ночи освещен, и слово бессильно.
Ты молвишь: Некий ночной Фаетон сей блеск излил на святыню!..


О как, да, и порно и погано (по язычески фсмысле). Вспомним теперь чо писал патриарх Фотий (это при котором произошол окончательный раздел церквей)

И болгарский народ, варвар¬ский и христоненавистнический, сделался в такой степени кротким и богоискателъным, что, отстав от диаволъского и языческого служения и отбросив за¬блуждения эллинского суеверия, неожиданно чудесным образом обратился к христианской вере.

Бобратите вынимание - языческие отдельно, эллинские отдельно. Учитывая, что болгары приняли крещение от Рима - становится понятно, кто упомянут как носитель эллинских суеверий.
Вот и выходит, что в западном "христианстве" исповедовали продолжение эллинских мистерий, оттого и недопустимость евнухов на кафедру, а в восточном - естесно чего-то восточново, скорей всего Кибеллы (ну там культ Богородицы появился на соборе проходившем не где-то а в Эфессе - да-да, где храм Артемиды), оттого и евнухи как на кафедрах так и при монастырях (с Афона евнухов и безбородых юношей изгнал только Цхимисий много позже).

А теперь посмотрим как и кого просвещала Византия: Последнее время меня не оставляет мысль, что историки русского средневековья глубоко несчастны в предмете своих занятий. Трудно, наверное, найти средневековое общество с более узким кругозором, чем древнерусское.

В самом деле. Достаточно сравнить первые исторические сочинения. В Польше хронист цитирует Овидия — на Руси летописец ограничивается маловразумительной компиляцией из самой невзыскательной византийской хроники.

Богом забытым в глухом Поволжье болгарам вместе с исламом открылся кругозор средиземноморской арабской культуры; были установелны прочные контакты с Центральной Азией, оттуда рукой подать в Индию и Китай.

Скандинавам, которые долгое время и в государстве не нуждались, и письменная культура была крайне неразвита, был известен мир от Багдада и Иерусалима до Гибралтара, Исландии и Гренландии.

Русины же не проявляли большого интереса даже к Византии и (казалось бы!) православным славянам Болгарии и Сербии. На Руси неизвестен мир дальше Готланда, Дании, Польши, Венгрии (Империя — по большим праздникам), половецких степей, Подонья, Поволжья (Византия, Крым, Кавказ — очень мало; «хвалисы» скорее из области преданий, так же как и племена крайнего севера, где оказывались только самые отчаянные из новгородцев; даже у далеких скандинавов этот край приобрел мифические черты, рассказам о нем посвящены целые саги, а что у нас? ничего). И вправду: репертуар убогой монастырской библиотечки.

Проблема в Руси? Оынждь, вот скажем курды, тогда ещё христианские, или албанцы (и до сих пор многие из них - православные) - что шибко ли были просвещены Византией? Да и кавказские христиане не от Византии чего-то получали, ну и со славянами интересно - те же сербы поначалу, хоть и будучи православными, знаниями затаривались в Италии, ну а болгары внезапно мегапросвятились при Симеоне Великом (под руководством которого в Охриде ученики Мефодия создали кирилицу). Вообще всё интересное и свежее и действительно христианское в греческом православии похоже связано с Балканами (тот же Палама, связанный кстати с местными кругами и имевший неприятности из центра). Видимо там, уже под турками, освободившееся из под гнёта Константинополя приказывавшего непонятно чего исповедовать и произошло освоение античных источников, и собственно христианизация, и от них и пошло потом знаниё на Русь, а Византии просто нечего было предложить новообращённым народам. Чо говорить, они в то время уже инженерное дело забывать стали, и Софию после землятрясения починить не могли, и военными инженерами у них франки были. Ну и понятно отчего Запад вполне ценил богатство Византии, но не ценил их "начитанноати" - а нечего было ценить, даж таким-вот исповедовавшим непонятно какую дотридентскую (ну или долютерову) форму западного христианства.
Tags: Византия, Ересиаршеское, альбанский вопрос
Subscribe

  • и ещё про кино

    В местной прессе прочитал хорошее про кино, что так как российское кино впало в какой-то странный патриотизм ("странный патриотизми" именно так и…

  • изогнувшись буквой Q фильму новую смотрю

    Посмотрели "Пять ночей с Фреди". Чорд, участники "пицагейта" просто не там искали. В фильме как раз о том, где были умучаные дети. Ну а так я смотрю…

  • “В жизни и в кино, в жизни как в кино, но не как в кино”

    Что мне сказать про кактуалочку, только: “в этом обществе спектаткля ко мне тянется тентакля”. Ну и порадовался, что я “физик”? А не журналист и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments