?

Log in

No account? Create an account
dix

August 2022

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
dix

миф без причины, признак ...

Толковый псто про историю как мифотворчество, ну и нацмифы, НО не хватает одного штриха - исторического взгляда на нацмифы и нацисторию, и тут получаецо вот чего - в сословных государствах никаких нацмифов ессно не было, потом при переходе на следущий уровень и индустриализацию - они появились, а потом местами стали отсыхать. Когда возник нацмиф - когда государство стло разговаривать с народом, но при этом государство было не социальным, то исть общих тем для разговора не было. Как только заводилось соцгосударство, то вместо истории появлялась куда более интересная для ширнармасс тема - про бабло.

Картинка обоссавшегося медведа для привлечения внимания:


А дальше случилось самое интересное: в соцгосударствах историки после нацмифа оказались в положении физиков после бонбы - то есть построена наука, есть аппараты, методы, есть люди, и всё это никому не нужно. И по итогу и те и другие повернулись к потребителю - такое очучение, что половина физиков, если не больше работает на то, чтобы айфон 12 был с супердупер процом, разэдаким тачскрином и батарейкой на полгода, так и историки - стали писать книги интересные публике, а публике оказались интересны не концепты, а пуговицы и танчики. И по итогу в странах, где нацмиф зачах просто вспышка интересных бубликаций о "повседневной жизни в ...".

Ну а Роисся? как бобычно поцередине - снизу готовы про танчики и пуговицы, а сверху по привычке.

Comments

забавно все это. ну в смысле толкования, нюансы и смыслы. по мне, так миф и история - синонимы.
просто слово "миф" несет негативный оттенок еще со времен диалектического, прошу прощения, материализма. но дело поправимое и скоро, действительно знания обо всех этих тонкостях будут уделом патентованых специалистов.
Богемикус в своем ЖЖ любит проходиться на эту тему
цЫтата
-----------------
Истоpия - это наука о том, каким должно было быть пpошлое.

Вы рассматриваете историю, как научную дисциплину. А это ответвление государственной идеологии. Ни одно государство в принципе не интересует, что именно было на самом деле, да и было ли на самом деле вообще хоть что-то. Государству не нужна научная истина, ему нужно, чтобы стреляло.

Так пишется история.

А государство никогда не занимается "глупостями". Оно пишет себе такую историю, которая ему нужна.

Почему русские в конце XVIII века ввели в оборот понятие "Киевская Русь"? Потому что делили Польшу и обосновывали претензии на её наследие.

Почему французы обнаружили в своих анналах королеву, происходившую из Киевской Руси? Потому что стремились к союзу с Россией против Германии. Они к визиту Александра III Анне Ярославне памятничек поставили.

Почему англичане нашли в Мессопотамии столько древних цивилизаций? Они освободили древний народ Ирака от турецкого ига и вернули иракцам их славную историю, замалчивавшуюся турецкими варварами.

Почему немцы стали называть себя иранскими словами вроде "ариец" и украшать себя свастиками на индийский манер? Они желали освободить древние братские народы Ирана и Индии от господства коварных англичан.

Почему татары сделали Казань тысячелетней? Потому что готовятся к восстановлению своей древней независимости.

Существовали ли в действительности Киевская Русь, Анна Ярославна, Ассирийское царство со столицей в Ниневии, праиндоевропейская языковая общность или Казань - никому в принципе не интересно. Сам вопрос беспредметен. Если их существование нужно тем или иным современным государствам - значит, доказательства их существования обязательно появятся. Если не нужно - не появятся, только и всего.

Никаких "грандиозных мистификаций" тоже не бывает. Есть рутинная деятельность государства. И ещё более рутинный труд людей, делающих свои карьеры.
Существовали ли в действительности Киевская Русь, Анна Ярославна, Ассирийское царство со столицей в Ниневии, праиндоевропейская языковая общность или Казань - никому в принципе не интересно.

А вам?
цЫтата из того же автора
=====================
Вы меня всерьёз спрашиваете, жила ли Софья Палеолог в юрте или в палатах каменных.

А я понятия не имею, существовала ли эта дама в действительности, или русские придумали её, чтобы объяснить, почему у них есть право на двуглавого орла. XV век есть XV век.

Но я знаю, что русским идеологам Софья Палеолог была нужна. Поэтому в русской истории она должна быть.

Возьмите Жанну д'Арк. Невозможно даже сказать, жила ли эта девушка на белом свете, не говоря уже о том, спасла ли она Францию. Но детально проследить этапы формирования жанниной легенды и проанализировать все её идеологические пласты можно и нужно.

Там есть мощнейший пласт монархической идеологии. Простая девушка из народа пожертвовала собой, чтобы отдать корону законному принцу, брошенному в беде изменниками-аристократами. Союз трона и народа против знати - это основа монархической демагогии.

Есть чрезвычайно сложный и изысканный католический пласт. Это в упрощённой советской интерпретации церковь сожгла Жанну. В оригинале всё не так. Документы её процесса идут в комплекте с документами о её реабилитации. Все, кто участвовал в её осуждении, оказываются сторонниками Базельского собора, носят такие фамилии, как Свинья и умирают нехорошей смертью (один сгнил от приказы, другой утонул в нечистотах и т.д.) Зато реабилитировали Жанну добрые католики, сторонники папы. Более того, на допросах сама Жанны просила передать её в руки папы, не доверяя сторонникам собора. Чтобы этого не было мало, она ещё писала письма гуситам и грозилась, разобравшись с англичанами, отправиться воевать против чешский еретиков (этой пастушке из Домреми до всего было дело).

Есть пласт, в наши дни воспринимающийся в качестве основного - Жанна-патриотка Франции. Этот образ появился в эпоху национальных государств и всеобщей воинской обязанности. У мадемуазель явно психология и мотивация человека XIX века. "За прекрасную Францию". Вообще-то для XV века это абсурд, а уж для жившей в XV веке уроженки Эльзаса - абсурд в квадрате, но пропаганда великого государства умеет обращать минусы в плюсы. НАСТОЯЩИЙ культ Жанны начался во Франции после потери Эльзаса в 1870. "Мы должны освободить родину Жанны".

Так пишется история.