Кстате основные силы Бенкендорфа в Голландии составляли казаки, и башкиры. Из русских был только небольшой пехотный отряд. Прикольное кортинко мерещицо: казаки, не нонешние-ряженые, а те бруталы в папахах и с пикой под командой полковника Чеченского (кстсти реальный полковник участвовавший во всём этом) и башкиры с луками и стрелами едут на лошадях по современному Амстердаму - мимо красных фонарей, кофишопов, гейбаров и магазинов с сувенирными хуями и индусами в чалмах за кассой. (Перечитал ещё раз, да хуи именно сувенирные, а не суверенные, суверенная - это демократия, уф, ниччо не перепустал, или? а похуй! можно продолжать).
И вот чо интересно, стало стереотипом, что вот типа во время наполеоновских войн поездили, Явропку посмотрели, "и кипят беспокойные мысли его об ином социальном устройстве" ну и вздекабристнули. А как нащёт казаков? Вот скажем кафказские войны привели к тому, что ареал распространения Его Ворсейшества достиг чуть ли не Масковской гебернии, а тут интерсно как повлияли европейские вояжи на быт казачества
Кстать оч интересно читать военно-историческое про местности, которые оч хорошо представляешь, потомучто пожил/побывал. И ещё до кучи: когда Бенкендорф освобождал Голландию основные силы союзнегов были во Франкфурте, и обсуждали то ли форсировать Рейн, то ли мириться с Наполеоном - впоследствии решение рейнской проблемы в ключе, чем быстро переправлять много армии через широкий Рейн, чтобы потом уперецо в Айфель, Собачий Хребет и Ардены, проще форсировать три маленьких реки (Эйсель, Ваал в Голландии и Старый Рейн) и выйти к Антверпену выбрал Гитлер, а вот союзники 1813го года предпочли цырк на Рейне.
Ну и заключительный широкий мазок (во всех смыслах слова) - "аким образом, я спрашиваю вас: чего вы хотите? Они мне отвечали: возвращения Принца Оранского. Только этот дом может гарантировать нашу независимость. Было постановлено немедленно отправить депутата к Принцу, чтобы умолять его вернуться и возглавить свой Народ.
...
Принца сопровождал Английский посол, господин Кланкарти, который и сообщил мне о планах своего правительства относительно Голландии; этот откровенный разговор вполне успокоил меня насчет моих политических предприятий."
Как говорицо - а хули тут уточ(к)нять!
Ну да ладно, чтоб не было совсем уж писи-мистично, вот красивая цытатка: "Когда завершились первые часы этого великого движения — город был освобожден от тревоги, внушаемой двумя сдавшимися крепостями, — слабость моего отряда не могла быть долее скрываемой, и мысли о будущем стали устрашать предводителей восстания, они пришли, с тем чтобы задать мне следующие вопросы: Какими средствами вы надеетесь защитить нашу свободу?
...
Мои же военные планы заключаются в том, чтобы рискнуть всем для вашей свободы."
Не ну прекрасно ведь, и даж не столько в плане того, что звучит это из уст Бенкендорфа, сколько в опчем-то краткая формулировка нацидеи переходящей в нацтрагедию.