Данил Бухвалов (brother2) wrote,
Данил Бухвалов
brother2

Categories:

i o predrassudkah

Дочитал вот книгу про религиозные дела во времена Мао. Там конечно только одна из провинций (Дзецзян), с одной стороны не очень репрезентативная, а с другой там весь набор религиозного многообразия как раз был.

Теперь по конфессиям:

1) милленаристские движения (Salvationist Groups), то что у нас называется "сектами". Надо б поискать литературу по исследованиям таких движей, ибо они в истории Китая очень важны, чего стоят оба Белых Лотоса (первый привёл к свержению монголов и становлению Мин, первый император был зятем гуру Белого Лотоса, а второе изрядно подорвало силы Цин), да и культурная революция вполне себе вписывается в такие движи. Так вот с ними расправились быстро и кроваво. Что и понятно, не просто конкуренты-дублёры, но ещё и вооружённые.

2) родноверие - борьбу с кумирнями начали ещё при поздней Цин (как я понимаю при вестернизации по образцу Мэйцзи там не только покупали броненосцы и строили железные дороги, но и пытались создать госрелигию), потом продолжили при республике, ну а при Мао кумирни попали под конфискацию собственности у "феодалов", ибо зачастую локальными жрецами были местные "феодалы" (памятуя кем были родители Мао, Дэна и дед Щи оно ...). Но подобно тому, как у нас не прекращали есть кладбищах в "родительские дни" и прочие Радуницы, у них так же не давали распилить Драконовые Лодки (как я понимаю, единственный южнокитайский праздник допущенный в выходные), ну а первый инцидент на Тянанмэнь случился ещё при живом Мао, когда люди потребовали выходного в "день подметания могил" и получили его. Основной проблемой для партии тут было то, что местные кадры зачастую участвовали в ритуалах. А потом возникла проблема с реституцией, ибо возвращать кумирни было некому. Проблему решили просто - кумирни стали частью "пенсовских клубов", причём в одном здании подчас обитали и партъячейка, и "собес" и кумирня.

3) буддизм - основным ударом по нему стала конфискация земель. Но и тут не обошлось без местной специфики - монахи были приравняны к крестьянам и получили равную долю земель с местными жителями. Чтоб не помереть было достаточно, чтоб поддерживать жизнь монастыря - чаще всего нет. Поэтому-то монастыри захирели сами. И, как я понимаю, не везде, но в значительной части Китая буддийские монастыри и прочие объекты возрождались уже как часть туристического бизнеса (хехе, подобно тому как англичанцы откопали индийский буддизм, тут скопированная со Штатов идея и индустрия туризма... брея дебелых ас из). Но судя по моим наблюдениям - не все, есть тут и ещё что-то, но тут я пока ничего не знаю.

4) христианство - в 50х оно попало под удар и гонения, естессно выгнали всех иностранных клириков и проповедников, католичество при этом поддерживалось на минимальном уровне, понятно почему, а вот с протестантизмом случились неожиданное: оно и изначально опиралось больше на бедноту (девочек с бинтованными ногами не брали в протестантские школы) и поэтому в отличие от "феодальных" кумирен и монастырей тут было не придраться, плюс в отличие от родноверия и милленаризма христианство проходило не по разделу суеверий, а как религия, и христиане аппелировали к закреплённой в конституции и идеологии свободе религий. Опять таки учитывая, что большинство протестантских церквей были уже чисто местными и что многие низовые кадры обращались только так задавить протестантизм не вышло, ну а в хаосе культурной революции протестантов стало больше, потому как все те, кто в подобных условиях раньше оказывался у милленаристов теперь попадали к ним. А после Мао им повезло ещё раз - в отличии от кумирен не имевших официальных хозяев, и монастырей (феодалам реституция не положена) конфессии существовали как юридические лица и при реституции (ещё одна малоизвестная страница в истории китайской "перестройки") получили свои храмы назад и к середине 80х уже все были действующими.

5) "религия мира" в исследуемом регионе практически не представлена, поэтому автор лишь упомянул немного во введении.

Такая вот история, может проводить параллели и строить конспиры.
Tags: Китай, история, книги
Subscribe

  • юбки укорачивались, языки удлинялись

    А вот кстати как выходит: в странах с прохладным, а то и суровым климатом периоды потеплений совпадали с политическими оттепелями и демонстративными…

  • про астра-зелёнку

    Смотрю я на паники по поводу тромбозов, и вспоминается стишок - «ослик был сегодня зол, он узнал, что он осёл». Какбэ любые прививки могут вызвать…

  • не цыкай на цыклы

    В письмах Аксакова (одного из) от 1860х постоянно упоминается, что Москва сейчас пуста из-за невыносимой жары. В 1900-1920 был зрегистрирован…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • юбки укорачивались, языки удлинялись

    А вот кстати как выходит: в странах с прохладным, а то и суровым климатом периоды потеплений совпадали с политическими оттепелями и демонстративными…

  • про астра-зелёнку

    Смотрю я на паники по поводу тромбозов, и вспоминается стишок - «ослик был сегодня зол, он узнал, что он осёл». Какбэ любые прививки могут вызвать…

  • не цыкай на цыклы

    В письмах Аксакова (одного из) от 1860х постоянно упоминается, что Москва сейчас пуста из-за невыносимой жары. В 1900-1920 был зрегистрирован…