о силе традиции или хоть какая-то польза от истории
Есть у Сурового Северного Города два пригорода-полумоногорода: Верхняя Пышма (далее П) и Берёзовский (далее Б). Расстояние от города и от центра одинаково, транспорт, ну сравним, но при этом города совершенно разные. Ключевое отличие - в Берёзовский пускают не все бизнесы, даж не все общероссийские сети представлены, зато в каждой деревне берёзовского раёна есть сеть — Флагманъ. Ну и прочая там джентрификация, от общественных пространств (в Б только строится, в П — полно) до кофэем с авторским фрапучино и прочих барбершопов. Со спортом — аналогично. Ну да, берёзовские золотые шахты по прибыли несравнимы с, но с другой стороны под народ обналичивающий маткапитал квартирами хоть в пригороде должно много чего появляться. Ан нет.
.
И тут можно вспомнить историю: начался Б с открытия Тимофеем Марковым золотого самородка (на окраине Б примерно в 5 км от нынешних шахт и мест где с 30х годов и сейчас тож ходят драги), потом там долго ничего не могли найти, подозревали, что он скрывает жилу, пытали, чуть не до смерти (оч уральская история, судя по воспоминаниям старожилов). Потом нашли жилу и пошло. Ну и система окрестных деревень там появилась в 1670х, на полвека раньше Екб. А П - сначала был рудник (часть города стоит на затопленных шахтах) и заводик, потом медная жила иссякла ну и общее захирение уральской металлургии в конце XIX в. — не выдержали конкуренции с донецко-криворожскими городами с их европейскими инвестициями и близостью моря, потом была национализация убытков, потом соввласть и новый виток на местном угле (да на Урале есть шахтёрские города).
.
Вот и получается, что Б — продолжатель традиций «Горнозаводского Урала» со всеми его демидовскими особенностями (кстати «женская» одного пафосного местного фонда была как раз в Берёзовском райне) и все попытки создавать «общественные пространства» — это как сад со скульптурами при доме управляющего (кстати можете погуглить какой собор отгрохали Строгановы в Билимбае, какое-то время был чуть ли не вторым после Исакия), а П — не то чтоб совсем советский город, но типа того, со всеми атрибутами краснодиректорского патернализма — спорт, образование, кружки. При том, что отношение к рабочим и там и там понятно какое.
.
Такое вот краеведенье.